Политические элиты СНГ находятся в растерянном состоянии, ожидая совершенно непонятные им события, связанные с новым этапом мирового экономического кризиса. Растерянность элит СНГ объясняется не только положением дел в своих странах, но, скорее, тем, что данный кризис или, вернее, предвкушение его, генерируется исключительно мировыми центрами экономической и политической власти и практически не зависит от воли и решений стран Восточной Европы и Евразии. Вместе с тем, Россия получила новые возможности по усилению своего политического и экономического влияния в формате СНГ.
Подписанный в Санкт-Петербурге договор о создании зоны свободной торговли, несомненно, является стратегическим политическим решением, направленным на усиление роли России на данном пространстве. Безусловно, все государства СНГ, не обладающие резервами нефти и газа, крайне заинтересованы в участии в данном договоре, так как для них в большей мере открываются экономические рынки Восточной Европы и Евразии. Одновременно, наряду с Евразийским экономическим союзом, создана надежная база для развертывания политического формата, что соответствует намерениям российского руководства сформировать политическое межгосударственное объединение.
Несмотря на отсутствие намерений, практически, всех данных государств создавать новое политическое объединение, в Москве убеждены, что в действительности элиты СНГ заинтересованы в решении не только экономических проблем, но и проблем безопасности. Видение Москвы данной перспективы не очень далеко от действительности, если иметь в виду, что сочетание таких важных составляющих, как ОДКБ и Евразийской экономический союз, уже обусловили необходимость принятия более согласованных политических и внешнеполитических решений.
Главной целью команды Владимира Путина является интеграция Украины в зону своего влияния. В сущности, за 20 лет Украина не сделала ни одного реального шага в направлении интеграции с Западом - ни с Евросоюзом, ни с НАТО. Украина продемонстрировала очень нестабильные периоды в сфере экономики и политики, а также невозможность достаточного геоэкономического дистанцирования от России.
В последние годы усилились тенденции снижения уровня обороноспособности Украины, ее способности успешно решать вопросы региональной политики. Сейчас происходит очередная попытка осмысления украинской элитой будущего своей страны, и наступает время кардинальных геополитических и геоэкономических решений. Россия выжидает, надеясь на успехи в украинском направлении.
Белоруссия является партнером и союзником России, и капризы ее президента просто стали данностью, с которой приходиться мирится. В Центральной Азии два государства – Казахстан и Киргизия, по-прежнему, заинтересованы в тесном сотрудничестве с Россией. На Южном Кавказе такой страной остается Армения, несмотря на вовлечение ее в стратегии США и Европы. Как и ранее, успех задуманного проекта зависит от Украины.
Читайте также: Последний шанс России
Что принесет Армении интеграция в новую политическую структуру, которая вполне приемлема для армянского политического руководства? Все будет зависеть от способности Армении, участвуя в этой структуре, отстаивать свои интересы в сфере обороны и безопасности. То есть, насколько участники данной структуры станут партнерами Армении.
Пока что участие Армении в ОДКБ не привело к соблюдению стран-участниц ее интересов, в полной мере. Государства-члены ОДКБ стали важными поставщиками вооружений Азербайджану. Если Армения намерена входить в эту структуру, предложенную В.Путиным, необходимо с самого начала обговорить условия сосуществования и сотрудничества. Насколько можно понять, члены ОДКБ не намерены внести изменения в порядок и правила сотрудничества и продолжают зарабатывать на поставках вооружений Азербайджану. Страны славянского мира, наряду с Турцией и Израилем, стали основными поставщиками вооружений нашему противнику.